В этой статье мне хотелось бы осветить вопрос, о том, какое место в судьбе человека занимает его имя и какую фатальную роль в ней оно может сыграть.

Еще наши предки считали, что если при крещении ребенку дают имя святого праведника, то это сулит ему счастливую жизнь, а если он получает имя мученика, то в последующем и его жизнь станет сплошным мучением. Это же правило применялось и к наречению именем в честь кого-либо из родственников независимо от того, живы они или умерли. Издревле люди догадывались, что имя несет в себе заряд чего-то непостижимого - того, что определяет линию жизненного пути, и по этой причине старались избегать имен, которые были отмечены "недобрым знаком". Считалось также, что можно изменить даже свою судьбу, взяв себе другое имя. Такой шаг должен был приводить, что подтверждается, и к переменам в жизни человека.

Выбор имени и наречение им человека являются важной вехой в его жизни. По сути, наречение человека именем - это своеобразный ритуал признания его человеком и принятия в семью (род). Имя человека - это имя его Души! В моей практике был ряд случаев, когда я и мои клиенты смогли воочию увидеть, как их собственное имя сыграло с ними "злую шутку", отражаясь роковым образом на их здоровье и судьбах.

Один из таких случаев произошел с мальчиком четырнадцати лет (назовем его Степаном), заболевшим циррозом печени. Никто из родственников не понимал, что делать, почему так произошло и откуда эта "напасть". С этим запросом они и обратились ко мне. Во время терапевтической работы (семейные расстановки по Б.Хеллингеру) стало очевидным, что мальчик связан с кем-то из умерших в его семье. Когда я спросил старшую сестру Степана, присутствовавшую на этой сессии, знает ли она что-нибудь об этом человеке, и она рассказала мне историю о том, что их дедушка, папин отец умер очень давно, когда их отцу едва ли исполнилось четыре года.

Для детей в таком возрасте это огромное потрясение! И часто в своей Душе дети из любви к родителям в подобных случаях принимают решение либо следовать за умершими, либо умереть вместо них, как будто бы их жертва смогла бы что-либо изменить и вернуть к жизни умершего. Не оказался исключением из правил и отец этих детей. Он после рождения своего ребенка в тайне от жены дал сыну имя своего умершего отца - Степана, хотя раньше вместе с женой они договорились назвать мальчика по-другому. Таким образом, из любви к своему рано умершему отцу отец Степана, давая ему это имя, как бы пожертвовал своего собственного ребенка. В результате этого Степан младший через свое имя оказался напрямую "связан" с умершим дедушкой и следовал за ним из любви к папе ("Я умру, а ты останься"). Чудо воскрешения дедушки естественно не произошло. Но в подобных ситуациях всегда существует большая вероятность того, что могут быть "воскрешены" сценарии утраты.

В продолжение этой истории, к вопросу о том, как все мы по-разному понимаем движущую нами любовь, мне хотелось бы привести притчу от Г.Вебера, которая так и называется - "Любовь".

Приснилось ночью одному мужчине, что он услышал голос Бога, который ему сказал: "Встань, возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, и принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой я скажу тебе".

Наутро мужчина встал, посмотрел на своего сына единственного, которого любил, посмотрел на жену свою, мать ребенка, посмотрел на своего Бога. Он взял ребенка, повел его на гору, построил алтарь, связал ему руки, достал нож и хотел его убить. Но тут ему был другой голос, и вместо сына он зарезал овцу.

Как смотрит сын на отца?
Как отец на сына?
Как жена на мужа?
Как муж на жену?
Как смотрят они на Бога?
И как смотрит Бог - если он существует - на них?

Еще одному мужчине приснилось ночью, что он услышал голос Бога, который сказал ему: "Встань, возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, и принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой я скажу тебе".

Наутро мужчина встал, посмотрел на своего сына единственного, которого любил, посмотрел на жену свою, мать ребенка, посмотрел на своего Бога. Он сказал в ответ ему в лицо: "Я не сделаю этого!"

Как смотрит сын на отца?
Как отец на сына?
Как жена на мужа?
Как муж на жену?
Как смотрят они на Бога?
И как смотрит Бог - если он существует - на них?

И еще одному мужчине приснилось ночью, что он слышал голос Бога, и он встал, посмотрел на своего сына, повел его на гору, построил алтарь, достал нож и убил его. Когда он пришел домой, то убил себя.

Из вышеприведенного случая можно увидеть, что судьба отдельного человека напрямую связана с судьбами членов его рода и что на глубинном бессознательном уровне, о чем говорили и ведущие психологи и психотерапевты Вирджиния Сатир, Анн Шутценбергер, Берт Хеллингер и другие, мы "вплетены в свою семью как в роковое сообщество". В ней (семье) действуют силы, возникающие из наших отношений с родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами. Можно сказать, что мы живем внутри некой Большей Души - Души, которая охватывает всех членов семьи. Поэтому иногда мы и не живем той жизнью, которую выбираем сами, и чувствуем себя при этом чужими самому себе. А некоторые испытывают даже стремление к преждевременной смерти. Нужно отметить, что подобного рода вплетённость в эту Большую Душу часто становится для человека фатальной, и мы находимся во власти своей семейной судьбы.

Владимир Инжир