«Любви нет, есть только доказательства любви», – утверждал французский драматург Жан Кокто (Jean Cocteau). Если так, то что же может служить ее доказательством? Верность? Но она зависит скорее от нашего темперамента, личной морали и господствующих нравов, а не только от глубины чувств к партнеру. Сексуальное влечение? Но оно может со временем угасать, а любовь остается. Хорошая память на значимые для двоих даты; подарки; желание проводить как можно больше времени с любимым – все это тоже вопрос характеров, вкусов, воспитания. Так как же мы понимаем, что наше чувство – настоящая любовь?
Потрясение
«Я люблю!!! И живу теперь с какой-то особой легкостью и постоянно ощущаю счастье, – говорит 28-летняя Наталья. – Когда мы вместе, я не могу отвести глаз от него, мне постоянно хочется к нему прикасаться. Я ощущаю, что мы с ним одно целое. Если же его нет рядом, что бы я ни делала, где бы ни была – все мысли возвращаются к нему. Я постоянно жду его звонка, и, если он не звонит или задерживается, у меня внутри все обрывается: я боюсь, что мы больше никогда не увидимся».
«Мы нередко путаем влюбленность и любовь – их признаки очень похожи, – говорит семейный психотерапевт Мария Федорова. – Мы переживаем восторг и беспокоимся, радуемся и чувствуем боль – наш внутренний мир потрясен до самого основания. Влюбленность обычно длится несколько месяцев, но не больше трех лет.
И только по прошествии этого времени можно судить о том, было ли чувство подлинным или это лишь мимолетное увлечение». На смену романтической влюбленности приходит длительная глубокая привязанность (или же отношения заканчиваются). Получается, что сила и накал переживаний не являются признаками настоящей любви. Но каковы другие доказательства?
Ответственность
«С Ольгой я стал внимательнее относиться к своим обещаниям и поступкам, хотя обычно с другими женщинами вел себя более чем легкомысленно, – рассказывает 40-летний Георгий. – Теперь, прежде чем что-то сделать, я думаю о том, как к этому отнесется она. Мне важно сохранить ее доверие. Я люблю ее и боюсь потерять».
Если наши чувства становятся более ровными, но при этом и более глубокими, к нам приходят взаимное понимание и осознание своей ответственности за близкого человека – можно сказать, что влюбленность переросла в настоящую любовь. «Влюбляясь, мы не видим личность, а пленяемся ею, ибо она отражает идеальный образ, который мы носим в своей душе. И поэтому влюбленность не что иное, как любовь к самому себе, – утверждает американский психотерапевт Роберт Джонсон (Robert Johnson). – Подлинная любовь начинается лишь с того момента, когда мы стремимся узнать другого, понять, что он собой представляет как обыкновенный, земной человек, начинаем его любить именно в этом качестве и заботиться о нем»*. «Когда пылкая увлеченность перерастает в глубокое чувство, мы начинаем осознавать, что для нас важно не только то удовольствие, которое мы получаем от общения с партнером. Теперь нам важен любимый человек сам по себе, – соглашается психотерапевт Александр Орлов. – Он становится для нас уникальным и незаменимым, как если бы в нем заключалась важная частица нас самих. И мы готовы уже жертвовать многим ради своего чувства».
Так значит, забота и ответственность – это и есть признаки настоящей любви? Тоже нет. Ведь часто бывает, что подобные отношения мы выстраиваем в силу инерции, привычки или мягкости характера.
Влечение
Но есть еще наше тело. Оно ждет возлюбленного, требует его присутствия, прикосновений, его взгляда, ласк. Для 27-летней Екатерины телесные ощущения и есть главное доказательство любви: «Когда я люблю, мне физически не хватает этого человека. Где бы я ни была, на работе, в кино, с подругой, я вспоминаю о нем и ощущаю его отсутствие. Это напряжение спадает, только когда он находится рядом». «Наше тело быстрее, чем разум, дает нам понять, что пришла любовь, – говорит сексолог Наталья Стеняева. – Когда мы испытываем сексуальное притяжение, когда нам нравится подолгу быть рядом, касаться друг друга, когда мы становимся восприимчивы к жестам, поведению, словам, запаху партнера, мы знаем, что любим». Однако приходит время, и супруги, даже страстно друг друга любящие, замечают, что сексуальное влечение снижается, секс перестает быть в их жизни столь значимым. Французский психоаналитик Франсуаза Дольто (Francoise Dolto) говорила о том, что на самом деле партнеры занимаются любовью чаще, чем сами думают: «Это происходит незаметно для них, ночью, когда они просто спят в одной постели. Таким образом мы общаемся друг с другом на самом глубоком уровне, на уровне бессознательного, которое больше проявляет себя именно в это время суток». Значит, и притяжение тел – не безусловное доказательство любви?
Тайна
Может быть, и не стоит пытаться определить, что такое любовь, потому что, раз пожелав разъяснить это чувство силой разума, мы рискуем потерять его навсегда – как это случилось с Психеей. Героиня греческих мифов проводила жаркие ночи с богом любви Эросом. Но, чтобы сохранить любовь, она не должна была видеть его лица. «Если он не хочет открыться тебе, значит, он чудовище», – шепчут Психее сестры. Ночью, когда Эрос уснул, она взяла лампу и осветила его лицо. Бог любви оказался таким красивым! Девушка задрожала от волнения, и капля раскаленного масла упала на тело возлюбленного. Он проснулся... и навсегда ушел от нее. За приобретенное знание Психея поплатилась любовью.
Об этом пишет Карл Густав Юнг в автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления»**: «Я многократно сталкивался с таинством любви и никогда не мог объяснить, что же оно собой представляет. В нем сосредоточены величайшее и малейшее, отдаленнейшее и ближайшее, высочайшее и глубочайшее, и мы не можем говорить об одной из сторон, умалчивая о противоположной. Человек может придумывать для любви какие угодно названия, но это будет только бесконечный самообман. Если же у него есть хотя бы капелька мудрости, он отбросит бесплодные попытки».
Мы не знаем, как зарождается и откуда берется любовь, не можем дать ей одно-единственное, исчерпывающее определение – и все же это почти «несуществующее» чувство способно перевернуть всю нашу жизнь. Возможно, нам стоит просто признать, что только каждый из нас по каким-то лишь нам понятным признакам может сказать, что пришла любовь.